Cлужба примирения
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т. д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.
Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для большинства подростков в школе важнейшими вопросами являются: их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, власть и влияние на других, принадлежность к группировке в классе, опробование разных ролей и т.д.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Цель школьной службы примирения - развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Задачи службы примирения
- Постепенная замена административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних – на восстановительные практики, такие как медиация, «круг сообщества», «школьная восстановительная конференция»;
- Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т. д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям;
- Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
Структура службы примирения
В школьную службу примирения входит один или несколько взрослых кураторов, а также до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы примирения отбираются и проходят обучение.
Школьная служба примирения - оформленная детско-взрослая команда, которая реализует восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.
Принципы проведения восстановительных программ:
- Обеспечение конфиденциальности процесса медиации.
- Нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта).
- Информирование сторон о сути медиации (восстановительной программы), ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора.
- Добровольность участия сторон в совместной встрече.
- Обеспечение безопасной атмосферы на встрече.
Какие конфликты помогает решить служба примирения?
- Конфликты между учащимися
- Конфликты между учащимися и учителями
- Конфликты между родителями
- Конфликты между родителями и детьми
- Конфликты между школой и родителями